За качество проектов, над которыми работает студия, отвечаем только мы. Поэтому недопустимо невнимательное отношение к деталям на всех этапах разработки — от дизайна и программирования до внесения контента и общения с клиентом.
Неважно, что мы делаем — публикуем вакансию или отвечаем на письмо — мы представляем студию. Мы обязаны соблюдать правила русского языка и учитывать рекомендации по составлению письменных материалов, при этом все наши тексты должны подчиняться единому стилю.
Для этого нужна редполитика компании, которая позволяет решать спорные моменты и выступает в роли справочника.
1. Аккуратность
На текст распространяются те же правила, что и на код или дизайн: аккуратность, грамотность, соответствие стандартам. Он не может вызывать разночтений, а читателю должно быть удобно с ним работать. В этом разделе — правила по оформлению текста, использованию спец. символов, сокращений и т. п.
1.1 Тире — между словами
Тире разделяет слова в предложении. В общих случаях отбивается пробелами, но в эстетических целях некоторые шрифты допускают отсутствие отбивки, зависит от полуапрошей.
В контексте «от…до» можно использовать длинное тире, отбивая тонкими шпациями или короткое, но без отбивки.
Больше о тире на https://type.today
Поезд Москва — Санкт‐Петербург в XIX — XX веках шёл один — два дня, а давеча — не далее как в июле — августе — я проехал часа за три — четыре.
1.2 Короткое тире — в числовых диапазонах
Короткое тире используется в диапазонах чисел в значении «от…до» и не отбивается пробелами. Такие диапазоны также можно заменить многоточием «…».
О коротком тире на https://type.today/
Срок действия акции — 12–19 сентября.
В среднем делаем 8–10 проектов в год.
1.3 Минус — только с числами
Минус — математический знак, поэтому используем его только с числами. При написании отрицательного значения не нужно отбивать минус от числа пробелом. В математическом выражении пробелы ставим.
197 − 9 = 188
Кажется, в офисе уже −18 градусов, может, всё же купим обогреватель?!
1.4 Дефис — внутри слов
Дефис разделяет части сложного слова и не отделяется пробелами.
20‐этажный жилой дом.
Дом комфорт‐класса.
Фото‐ и видеофиксация хода строительства.
1.5 Кавычки — «ёлочки», „лапки“
В кириллице используются только кавычки‐«ёлочки». Если нужно поставить ещё одни кавычки внутри — ставим „лапки“. При написании чисел допустимо оборачивать их сразу в лапки — нарушаем логику в угоду дизайну.
Названия на латинице в кавычки не заключаются.
Больше о «Мегалите» — в разделе «О компании».
Новый проект «Светлый Мир „Сказочный лес“…».
Пример «лапок» на первом уровне — „5“.
Шрифт Montserrat — выбор профессионалов.
1.6 Числа и цифры
В кириллице разряды отбиваем пробелом, дробную часть — запятой. В общем случае на латинице разряды чисел отделяются запятыми, а дробная часть — точкой. Числа меньше пяти знаков и годы на разряды не бьются.
Цифры до девяти допустимо писать прописью, руководствуясь здравым смыслом.
Цена — 87 486,33 ₽ ($11,679 — по состоянию на 2022 год).
Осталось две квартиры на этаже.
Общая площадь — 4120 м²
1.7 Валюты, единицы измерения
По возможности всегда используем спецсимволы — ₽, $, €. Знак рубля и евро ставим после значения, доллар — до.
Единицы измерения, как и знаки валют, всегда отбиваем волосяной или тонкой шпацией, если такой возможности нет — пробелом.
Знаки % и № используется только с числами. В нецифровой форме их стоит заменять словами. Лучше всего отбивать их от числа волосяной шпацией — hair space. Но если такой возможности нет, пробел не ставим вовсе.
13 325 000 ₽, 13,5 млн, 80 px
5% (или 5 %, пять процентов) №5 (или № 5, номер пять)
1.8 Смайлики и эмодзи — с осторожностью
В тексте на сайте используем эмодзи только в крайнем случае. Допустимо вставлять текстовые смайлики, они всегда отбиваются пробелами от предыдущего слова.
Смайлик можно использовать вместо точки. Если в конце предложения стоит вопросительный или восклицательный знак, смайлик ставится после них.
Хорошего дня! :)
1.9 Сокращения
Сокращаем слова руководствуясь правилами русского языка. Не ставим точку после физических величин и сокращённых размерностей. Но ставим после обычных слов.
млн, млрд, трлн, м, км, кг
тыс., д. (в значении «дом»), кв. (в значении «квартал»), и т. д., и др., А. С. Пушкин
1.10 Номера телефонов — по шаблону
Номера телефонов допустимо писать в двух форматах — со скобками и без. Как бы то ни было, в одном проекте все номера должны быть написаны одинаково. Основная часть номера разбивается на группы по две‐три цифры, начиная с конца строки.
+7 (962) 382‐69‐62
8 (812) 232‐99‐33
1.11 Буква «ё»
Является полноценной буквой алфавита, используем всегда.
1.12 Дни недели, даты, время
Внутри связного текста пишем дни недели полностью, а не сокращаем.
Когда пишем время, разделяем часы и минуты двоеточием. Если спецсимволы в шрифте чувствительны к регистру (как, например, в Гауссе), нужно использовать двоеточие в верхнем регистре.
В сплошном тексте пишем месяц в датах словами: 14 марта 2020 года. Если год текущий и не может быть неверного прочтения — год опускаем.
Работаем с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00.
1.13 Используем спецсимволы
По возможности везде используем специальные символы.
12 м², 4×4, …
1.14 Наращения числительных
Если последней букве числительного предшествует гласный звук, используем однобуквенное падежное окончание. Если предшествует согласный, то ставим двухбуквенное сокращение.
5‐й, 5‐го, пять
2. Красота
Помимо базовых правил работы с текстом, редполитика предполагает наличие пунктов, которые напрямую влияют на визуальное восприятие.
2.1 Висячие предлоги и союзы
По правилам экранной типографики одно‐ и двухбуквенные союзы и предлоги нельзя оставлять в конце строки. Тире, наоборот, остаётся в конце.
2.2 Делим текст на абзацы
Текст длиннее трёх‐четырёх предложений нужно делить на абзацы — так они проще воспринимаются, и читателю проще найти нужное.
Перенос строки абзацем не считается, нужно использовать вертикальный отступ между соседними блоками текста или как минимум два переноса строки.
Согласно типографике дизайна государственных систем, для наилучшей читабельности длина строки должна быть между 40 и 80 символами, включая пробелы.
2.3 В заголовке — содержание
Заголовок — самая заметная часть текста. Помещаем в него максимум содержания. Нельзя использовать заголовки вроде «Внимание!» и «Уважаемые дольщики!».
После заголовков точка не ставится.
2.4 Ссылки
Ссылки должны быть информативными. По названию должно быть понятно, куда она ведёт. Недопустимо использование слов «тут», «здесь», «по клику». Короткие ссылки лучше ставить в конец предложения. Длинные — в отдельный абзац.
В ссылку включается словосочетание целиком, с предлогом.
Подробнее — в разделе «Паркинг в подарок»
3 Простота
Мы пишем любой текст для того, чтобы его прочитали. Поэтому важно проявить заботу о читателе и потратить время на составление хорошего связного текста.
31. Без канцелярита и формализма
Оставим канцелярит для объявлений от ЖКХ и управляющих компаний. Для своих мыслей ищем человечную замену. Чем проще мы напишем, тем лучше.
Данный, указанный→этот (или просто выкинуть)
3.2 Используем глаголы
Глаголы придают тексту действия, динамичности. Отглагольные существительные наоборот убивают его, делают сухим и непригодным для чтения.
Занимаемся строительством многоквартирных домов→Строим многоквартирные дома
Наша миссия — обеспечение безопасности придомового пространства→Следим за безопасностью дворов
3.3 Разрываем цепочки родительных падежей
Мощный признак канцелярита — цепочки родительных падежей. Такой текст не динамичный и сложно воспринимается. Читателю придётся раз за разом перечитывать текст, чтобы понять, о чём речь.
Чтобы очеловечить текст, нужно разорвать цепочки. Чаще всего для этого нужно превратить отглагольные существительные в глаголы и убрать лишние слова.
Осуществляем проверку безопасности операций перевода средств через Личный кабинет дольщика→Проверяем, что ваши деньги в безопасности
3.4 Избавляемся от страдательного залога
Предложения со страдательным залогом читаются труднее, чем с действительным. В каждое предложение стараемся добавить действующее лицо и действие.
Вами была осуществлена оплата услуги→Вы оплатили услугу
Страдательный залог хорошо работает, когда показывает состояние. В таких случаях важно не кто совершил действие, а статус объекта, его характеристика.
Договор оплачен, деньги внесены на счёт
3.5 Подлежащее и сказуемое — рядом
Подлежащее и сказуемое стоит располагать рядом. Так проще понять действие, которое передаёт предложение.
Данные по купленной Вами квартире, указанные в вашем договоре купли‐продажи, отображены в личном кабинете→Данные из договора появились в личном кабинете
3.6 Каждое слово несёт смысл
Нужно быть уверенным, что каждое слово в тексте несёт смысл. Пустые слова убираем.
Сегодня многие клиенты задумываются о покупке квартиры→Многие клиенты хотят купить квартиру
Наш офис располагается в пешей доступности от станции метро→Наш офис — в трёх минутах от Горьковской.
Формальные причастия повторяют очевидные вещи: сложно благодарить за непредставленные контакты или обращаться к кому‐то по не возникшим вопросам.
По всем возникшим вопросам вы можете обратиться к…→Если вам нужна помощь, обращайтесь к…
Часто связки и вводные тоже можно убрать без потери смысла.
Расскажем о том, как купить квартиру→Расскажем, как купить квартиру
3.7 Без формальных предлогов
Громоздкие предлоги — словесный мусор. Нужно обходиться без них — заменять простыми словами.
В случае повторного сбоя обратитесь в службу поддержки→Если ошибка повторится, напишите нам
Во избежание повторного совершения данной ошибки просим использовать встроенный в админку типограф→Пожалуйста, используйте типограф в админке. Это поможет не ошибиться в следующий раз